Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru
В 2004 году исполнилось 140 лет “Земской реформе”. К сожалению, этот юбилей широко не отмечался. Причина тому: - об этом, на редкость правильном и положительно результативном государственном преобразовании Императорской России
, мало кто помнит. На самом же деле, Земскую реформу можно легко прировнять к Великой реформе – отмене крепостного права. В ней невероятно много поучительного для наших современников, мучительно пытающихся провести реформу местного самоуправления, ( в силу многих причин, увы, не опирающихся на опыт земской реформы.)Предлагаю создать научно – популярный телефильм с условным названием “Земства”, в котором будет рассказано об этом демократическом и успешно работавшем учреждении России. Сознательно не оговариваю объем телефильма, поскольку он может быть продолжен серией телефильмов о земских делах и земских деятелях, во многом способствовавших расцвету России в начале ХХ века.
В чем же суть Земской реформы 1864 года? Она явилась логичным и блистательным продолжением реформы 1861 года – отмены крепостного права.
Великая реформа освободила крестьян от личной крепостной зависимости, юридически, (формально) уровняв всех подданных Империи перед законом. Однако, она не только не сняла многих противоречий между сословиями, между богатыми и бедными , между государством и подданными, но во много их усилила.
Очень современно, в этом смысле, для нашего времени выглядит устремление великого реформатора Государя Александра
II для решения местных проблем усилить местное самоуправление. С этой целью и проводилась Земская реформа.1 января 1864 г. было Высочайше утверждено “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и городах стали всесословные выборные учреждения — земства. Выборные земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов имеющих право голоса
).Выборы проводились на основе имущественного ценза, по
куриям.Первая курия — землевладельческая — состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 гыс. руб. Выборы по третьей курии — сельских крестьянских обществ — были многостепенными. Земства избирались на Три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.
Земские собрания избирали исполнительные органы — земские управы — в составе председателя и нескольких членов.
Собрания гласных проходили раз в год. В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865 — 1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне -34,3%, купцы — 10,2, духовенство — 6,1, представители других сословий — 2,7%.
Являясь представительными учреждениями, земства внимательно относились к местным нуждам. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции.
Несмотря на сопротивление части консервативно настроенного чиновничества, деятельность земств принесла огромную пользу. Всей скудности местных средств земств, не получавших материальной помощи от государства, ими были созданы тысячи больниц, школ, общественных домов призрения, упорядочены даже такие вещи как ограничение роста квартирной платы и т.д.
Открытость и всесословность Земств избавляла их от коррупции всегда сопутствующей государственному чиновничеству. Работа земств сплотила общество и стремительно подняла его культуру. Именно земства начали борьбу за всеобщую грамотность, сохранение природы, и т. п. Первые санитарные врачи и первые экологи работали в Земствах. Деятельность земств была огромна и, несмотря на неизбежные недостатки, очень плодотворна.
Поэтому 16 июня 1870 г. было утверждено “Городовое положение”, полностью использовавшие положительный опыт работы земств.
В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.
Первое избирало депутатов от горожан платящих две трети городских налогов, во вторую— более мелкие, уплачивавшие треть налогов, в третью —. все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу.
В компетенцию городского управления входило городское благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на 4 года, как и сама дума), утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы. В 1892 г. городское самоуправление успешно действовало в 621 городе из 707 тогдашних городов России
.Во время войн именно Земства приняли на себя большую часть забот тыла, организовав госпитали, поставку медикаментов и многое другое. Деятельность Земств и Городских управ были настолько значительны и плодотворны, что до сегодняшнего дня большинство наших современников, ничего не зная о Земствах, все же помнит о земских врачах¸ земских больницах, земских школах и учителях… А это - сотая часть деятельности поистине народных учреждений, во много улучшивших жизнь дореволюционной. России.
По моему убеждению, опыт земств – бесценен, но совершенно не используется, в силу неосведомленности о нем населения и депутатов местного самоуправления. Этим нашим демократическим органам пока еще очень далеко до Земств и Городских управ прошлого. Однако, знание об их почти полувековой работе могло бы, в частности, избавить их от целого ряда ошибок, какие они сегодня совершают, наступая на те же самые грабли, по каким когда уже маршировало Земство и благополучно находило выход из многих затруднений.
Поэтому появление телефильма, книг, научно-популярных статей о деятельности Земств, Городских управ, о Земской реформе, представляется не только интересным, полезным, но очень современным
, и необходимым делом.