Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru

 

ЗАГАДКА АЛЕКСАНДРА

180 лет назад пасмурным утром 25 декабря бежали на Сенатскую площадь роты Московского полка. “Да здравствует конституция!” - кричали юные прапорщики. “Ура” - подхватывали солдаты, в полной уверенности, что конституция – жена цесаревича Константина. И потом, когда Каховский убьет, стреляя из за их спин, самого храброго, самого честного и любимого солдатами, генерала Милорадовича. И потом, погибая от разящей картечи, солдаты так и не поймут, зачем их несколько часов, под пронизывающим ветром, держали в строю, рядом с недостроенным Исаакиевским собором и, вздымающим державную руку, Медным всадником.

Нам - их потомкам, долгие годы будут растолковывать, как “декабристы разбудили Герцена”, и как мы должны быть им благодарны, за все, что произошло с Россией, после 1917 года. Мы верили и гордились! По инерции, и сейчас продолжаем. Правда, наблюдая по Т.В. оранжевые революции, припоминая Гулаги и коллективизации, видишь наше историческое прошлое, как - то иначе… Постепенно, осознавая, что разбойник - он, во все века, разбойник, какими бы революционными идеями не прикрывались его злодейства, а нынешние террористы - родные братья и духовные наследники, тех, кто кидал бомбы в законного Государя. Поэтому в нынешний декабрьский юбилей, припомним не восстание на Сенатской площади, а иное событие, смысл которого нам пока еще не очень ясен, а тайна не разгадана.

Знал ли Государь Александр I о Тайных обществах, готовивших переворот и, в том числе, убийство самого Государя – Помазанника Божия? Неоспоримо доказано – знал. Донесения поступали с 1818 года. Государь мрачнел, но ничего не предпринимал. В 1821 г. последовал донос о существовании "Союз благоденствия". И опять никакой реакции. На замечание одного из высших сановников Иллариона Васильевича Васильчикова о необходимости принятия решительных мер против тайных обществ император ответил: "Не мне их карать".

Почему?

Тяжелейшее чувство вины, грех отцеубийства, всю жизнь преследовали Александра. Его терзали воспоминания о ночи с 11 на 12 марта 1801 года, когда заговорщики проникли в Михайловский замок, где Павел жил как в крепости, но куда подступы были изменнически открыты. Он, тогда цесаревич, об этом знал.

Исход заговора означал для цесаревича Александра либо престол, либо тюрьму. Но когда один из заговорщиков возвратился и хриплым голосом сказал: "Готово", когда Александр услышал обращение "государь" и "ваше величество", он впал в полное отчаяние: он не ожидал, что изменение режима будет достигнуто такой ценой. А ведь в русской православной традиции не прощеным грехом является не только совершенное убийство, но даже помышление о нем, к чему приравнивается и умышление против царствующего Владыки.

Второй сын Павла I, великий князь Константин, впоследствии, обронил фразу, которая, как показал 1825 г., была выражением решения, принятого навсегда: "После того, что произошло, мой брат может царствовать, если ему угодно, но если престол когда-либо перейдет ко мне, я его не приму".

Понимая, что в глазах общественного мнения он должен реабилитировать себя за события той роковой ночи, Александр I наказал, в той или иной мере, всех участников убийства: Пален был выслан в свои курляндские поместья, Платона Зубова принудили путешествовать по Европе, Николая Зубова сослали, Панина отставили от всех занимаемых им должностей, Беннигсен был отстранен от командования в Литве, многие гвардейские офицеры отправлены в полки, расквартированные на Кавказе и в Сибири. Безнаказанным оказался только один преступник, им Александр считал себя.

“Дней Александровых блестящее начало” прошло под знаком умеренно-либеральных реформ. Среди них: предоставление купцам, мещанам и казенным поселянам права получать незаселенные земли, издание Указа о свободных хлебопашцах, учреждение министерств, Государственного Совета, открытие Петербургского, Харьковского и Казанского университетов, Царскосельского лицея и др.

Незамедлительно, после вступления на престол, Александр отменил целый ряд законов, введенных его отцом. Объявил широкую амнистию изгнанникам предшествовавшего царствования, освободил заключенных, возвратил опальным их должности и права, восстановил выборы представителей дворянства, освободил священников от телесных наказаний, уничтожил Тайную экспедицию Екатерины II, заменившую Преображенский приказ Петра I и Тайную канцелярию Елизаветы Петровны.

Блистательный дипломат Александр I умело лавировал вначале между Англией и Францией, заключив одновременно мирные договоры с обеими державами (1801). В 1805-1807 гг. он участвовал в 3-й и 4-й коалициях против наполеоновской Франции. Поражение под Аустерлицем (1805), где фактически Александр I был главнокомандующим, и Фридляндом (1807), отказ Англии от субсидирования военных расходов коалиции привели к подписанию Тильзитского мира 1807 г. с Францией, который, однако, не предотвратил нового русско-французского столкновения. Успешно завершившиеся войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809) укрепили международное положение России. В царствование Александра I к России были присоединены Грузия (1801), Финляндия, Бесарабия, Азербайджан.

В начале Отечественной войны 1812 г. царь находился в действующей армии, но ввиду неспособности руководить военными действиями покинул ее. Он прекрасно оценивал собственные воинские способности, и никогда тщеславие не становилось руководителем его поступков. Под давлением общественного мнения, он назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, хотя, сам его не любил, и не без оснований. Внешне очень мягкий, Александр умел быть неколебимым, когда речь шла о судьбе России, и как умнейший политик видел ее будущее намного дальше современников. Так, после сдачи Москвы, он, несмотря на колоссальное давление даже со стороны матери, не заключил перемирия с Наполеоном. В 1813-1814 гг. император возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.

31 марта 1814 г. он вступил в Париж во главе союзных армий. Русский император был одним из организаторов и руководителей Венского конгресса (1814-1815) и Священного союза (1815), неизменным участником всех его конгрессов

После окончательного падения Наполеона, император Александр I стал самой популярной личностью не только в России, но и в Европе, чему способствовали, как победы русского оружия на поле брани, так и тот либерализм, который выгодно отличал его от других европейских правителей. В борьбе России с Наполеоном Александр I усматривал священную миссию избавления Европы от узурпатора и только. Поэтому он в свое время, например, воспротивился уменьшению территории Франции, на что покушались его далеко не бескорыстные союзники. Не кто иной, как Александр настоял, чтобы Людовик XVIII дал конституционную хартию французскому народу, а сам даровал конституцию Польше с мыслью распространить ее принципы, в дальнейшем, на все государство Российское, наконец, сохранил в присоединенной в 1809 г. Финляндии шведское государственное устройство.

Позиция Александра I в крестьянском вопросе, настойчивость, с которой он пытался в 1815-1820 гг. осуществить свои конституционные планы, позволяют говорить о не каких-либо "минутных" настроениях, а о вполне сложившемся, и довольно твердо, проводившемся в жизнь политическом курсе. К сожалению, к преобразованиям в стране стремился очень узкий общественный слой. Даже в 1861 г., полвека спустя, большинство помещиков было против освобождения крестьян от крепостной зависимости. Единственно, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной платформой, на что Александр пойти не решился. Отказавшись от реформ, самодержавие, не оправдавшее надежд либералов и радикалов, вынужденно, перешло к реакции.

Было восстановлено право помещиков, отмененное в 1809 г., отсылать крепостных без суда в Сибирь, созданы военные поселения, передовая наука и культура подверглись гонениям. Император, разочаровавшись в политике, в последние годы впал в крайний мистицизм.

Этому способствовало и разочарование в семейной жизни. Женатый, по настоянию Екатерины !!, в 16 лет, Александр, под влиянием отца, Павла !, скоро охладел к супруге. Несколько длительных и серьезных увлечений закончились для него почти трагически. Оказалась неверна ему и супруга, а пятеро, детей, все девочки, умерли во младенчестве.

К 47 годам спаситель Европы, победитель Наполеона, был совершенно одинок, а все его реформы не облегчили народной участи, но создали ему множество врагов.

Очевидно, реальная угроза цареубийства повлияла на Александра I. Незадолго перед событиями в Таганроге, он в присутствии многих лиц, за столом, заговорил о своем будущем отречении от престола. "Я отслужил 25 лет, - говорил он, - и солдату в этот срок дают отставку". Несколько позже император впервые объявил младшему брату Николаю Павловичу, что трон должен перейти к нему, а не к старшему брату и официальному наследнику цесаревичу Константину Павловичу. Это, по всей вероятности, связано не только с решением Константина, не принимать престол, с его женитьбой по любви, исключающей престолонаследие, но еще и с тем обстоятельством, что у младшего брата, будущего императора Николая I, были наследники (сыновья), и это обеспечивало преемственность власти. Оформление завещания о передаче престола совершалось в тайне, и о нем стало известно только после смерти Александра I.

Во всяком случае, если Александр, действительно, имел намерение удалиться в частную жизнь, то пребывание в Таганроге, куда он сопровождал свою жену для лечения, предоставило ему удобный случай. За несколько дней до внезапной болезни и смерти императора, (19 ноября 1825) в Таганроге погиб фельдъегерь Масков, как говорили, внешне очень похожий на императора.

В закрытом гробу умерший император был перевезен в Петербург. В течение семи дней гроб (закрытый) стоял в Казанском соборе. Для членов императорской семьи его открыли только один раз ночью, причем мать Александра заметила, как изменилось его лицо.

Неудивительно, что все эти странные обстоятельства смерти и похорон послужили поводом для всяких легенд. Среди многочисленных воспоминаний и преданий функционирует немало сведений о том, будто усыпальница в Петропавловском соборе вскрывалась в 1920-х гг. и саркофаг императора Александра I (в отличие от других царских могил) оказался совершенно пуст. К сожалению, никаких документов о вскрытии саркофага не обнаружено. Нет и свидетелей вскрытия - все только ссылаются на якобы видевших, но ныне уже умерших…

***

В 1836 г. в Сибири появился неизвестный старец, "бродяга, не помнящий родства", называвший себя Федором Кузьмичем. Когда он впервые появился под городом Красноуфимском Пермской губернии, ему было на вид лет 60, он имел величавую наружность, был одет по-крестьянски, но отличался несвойственными этому званию мягкими, изящными манерами. Его арестовали, судили за бродяжничество и приговорили к наказанию 20 ударами плетьми и ссылке в Сибирь. Федор Кузьмич безропотно принял наказание, но своего настоящего имени и происхождения и под пыткой не открыл. В Сибири он обратил на себя внимание строгой отшельнической жизнью и правдивостью. Местные жители стали смотреть на него как на подвижника. Он становится известен как целитель и помощник в скорбях простого народа. К нему устремляются многие страждущие, видя в нем, праведника и молитвенника.

Сам же Федор Кузьмич старался жить в глухих местах, в тайне, но, так как всюду к нему стекались посетители, то ему не раз приходилось менять свое местожительство. Он жил сначала в Енисейской, затем в Томской губерниях. В 1858 г. он поселился в городе Томске у купца Хромова, у него и умер.

Чрезвычайно набожный, Федор Кузьмич постоянно молился в церкви, но никогда не исповедовался, мотивируя это тем, что на исповеди скрывать ничего нельзя, сказать же даже духовнику, кто он, он не может. Близко познакомившиеся с ним пришли к выводу, что Федор Кузьмич знатного происхождения: по их словам, он был человек европейски образованный, знавший иностранные языки и хорошо осведомленный о политической жизни России. Предполагали, что некогда он играл видную политическую роль, но, почувствовав нелюбовь к суете жизни и осознав всю ее ничтожность, решил отречься от мира и принять вид бродяги "по обету".

Рассказывали, что когда при Федоре Кузмиче зашел как-то разговор об убийстве государя Павла Петровича, и о роли в этом убийстве Александра, старец вдруг произнес:

- Он не предполагал, что до этого дойдет

Перед самой смертью купец Хромов прямо спросил:

- Батюшка, не ты ли, государь наш Александр Павлович?

И по его словам, старец, вздохнув, произнес :

- Истинно, Господи, нет ничего тайного, чтобы не стало явным

С тем тихо и скончался на 87-м году жизни 20 января 1864 г.

Ходил слух, что после смерти у него, среди скромной отшельнической обстановки, нашли небольшое резное из слоновой кости распятие прекрасной работы, цепь ордена св. Андрея Первозванного, нарисованный им самим вензель в виде буквы "А" и псалтырь с надписью: "Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву", что, если предположить в нем Александра I, отчасти объясняет, где он скрывался десять лет.

Таинственность, окружавшая Федора Кузьмича, создала легенду, что он был не кто иной, как император Александр I, не умерший в 1825 г. в Таганроге, как официально было объявлено, а добровольно отрекшийся от мира.

Обычно все пишущие на эту тему ссылаются на соответствующее подтверждение известного историка XIX в. Н. К. Шильдера. Но Шильдер говорил только, что "лицо старца, на имеющемся его портрете, напоминает несколько черты императора Александра Павловича". Затем сообщает, что личность этого отшельника вызвала официальную переписку "о некоем старце, о котором ходят слухи ложные в народе"; начало легенды основано на том, что в Федоре Кузьмиче признал императора Александра I один из сосланных в Сибирь из Петербурга дворцовых служителей. Есть предание, что император Александр II, будучи наследником престола, во время своего посещения Сибири, заезжал к Федору Кузьмичу.

Великий князь Николай Михайлович, внук Николая I, известный историк, тщательно изучив все обстоятельства и имеющиеся документы, рассмотрев различные версии, а также сличив собственноручную записку старца с автографами Александра I, пришел к выводу, чтолегенда о том, что император Александр I и старец Федор Кузьмич одно и то же лицо, не имеет под собой никаких реальных оснований”.

Однако, православный народ, с каждым годом все более чтил безвестного старца Феодора Кузмича, и не переставал молиться ему, уже, как местночтимому святому.

В начале XX столетия усердием многочисленных граждан Томска над могилой Феодора Козьмича была возведена часовня. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность всех тех вещей, которые сохранились от старца и были безгласными свидетелями его святой жизни. Для всех была очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых.

Однако, прославление это, в силу известных причин состоялось лишь в 1984 году, когда, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора сибирских святых.

5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие - были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице в храме Томского Богородице - Алексиевского монастыря.

Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля - в день обретения честных его мощей, а также в Соборе сибирских святых 23 июня. В течение года каждый воскресный день по завершению Вечерни в монастырском храме соборно служится акафист праведному Феодору Томскому, по окончанию которого священник помазывает богомольцев освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей Святого.

Русская Православная церковь не утверждает, но и не исключает, что Государь Александр Павлович и старец Федор Кузмич одно и то же лицо, оставляя подобные исследования историкам.

Разговоры же о вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе, на мой взгляд, ничего не дадут. Будет обнаружен там труп, окажутся ли эти останки останками Государя или Маскина, (что доказать весьма сложно, учитывая печальный опыт оспариваемых и не признанных многими свидетельств подлинности останков Царской семьи), или могила вправду окажется пустой, ничего это не изменит. Кто верил – останется при своей вере, а кто не верил - при своем мнении…

А Праведный Феодор Томский - Святым.

P.S.

Не так давно, в 90 –е годы, в Париже князем Долгоруковым были найдены мемуары генерала Волконского, где прямо говорилось, что, учитывая душевную депрессию Александра I, при дворе было решено устранить его от власти в пользу Николая I. Поскольку убийство исключалось, а просто передача власти Николаю могла быть истолкована как дворцовый переворот, что могло вызвать волнения в уже неспокойной России, то по договоренности с семьей и самим Александром объявили о его смерти от простуды. Инсценировка замены трупа и свидетели, опознавшие умершего, — дело несложное, тем более, что родная мать была посвящена в завязавшуюся интригу. Все переговоры вел генерал Волконский, сподвижник Александра I. Сам Александр I мечтал уйти в безвестность и вести жизнь монаха. Он еще в 1819 г. задумал отказаться от престола и удалиться от мира, что и исполнил, неся тяжкий крест предстательства за свой народ и в императорском чине и в монашеском подвиге.

***

Какой Шекспир способен выдумать подобную историю! Какая великая страна, какой необозримой душевной глубины народ способен породить такого святого!

А если все это не так? Как говорит пушкинский Сальери: “Что если это сказка тупой бессмысленной толпы?”

Значит это только одно: не тупой и не бессмысленный народ наш! И если считает народ, что такими страданиями, такой мукой, искупает человек даже смертный грех отцеубийства, и что только такой человек может вершить праведно судьбу Державы нашей и молить Бога о спасении России стало быть, так оно и есть.

Hosted by uCoz