Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru

 

ТЕРЕМ И ТЮРЬМА

В российской исторической науке до самого последнего времени существует странное, идущее с незапамятных времен, пренебрежительное отношение к тюркскому влиянию на культуру, быт и язык Киевской Руси. Сторонники нормандской и сторонники славянской теорий воюют между собой, словно кроме северных германцев и славян на огромных пространствах от Черного до Балтийского морей, никто и не жил. Совершенно, в стороне, (если не считать работ В. Паранина, скорее относящейся к научно-популярному жанру, как и, нашумевшая когда-то, книга О. Сулейменова “Аз и Я”, нежели к науке) остается изучение влияния финских и финно-угорских племен, и уж, конечно, “дикарей степняков” - тюрок.

Слава Богу, постепенно, в массовом сознании укрепляется понимание разницы между, так называемыми, “татаро – монголами”, которые явились на Русь в малом числе, на короткий срок и мало что внесли в язык и культуру Руси, и тюрками, что жили бок о бок со славянами столетиями, по крайней мере, с 7-8 вв. и в дальнейшем стали в массе своей “ордынцами”, добавив в кровь современного великоросса, не меньше четверти тюркской, (а не монгольской!) крови, если не половину.

Между тем, именно у тюрок, следует искать ответа на многие загадки средневековой Руси. Только один пример.

Существует ли связь между словами и понятиями “терем” и “тюрьма”?

“Под словом тюрьма(от нем. Thurm — башня) понимается, в конкретном смысле, изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной власти”, – так трактуется это слово в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

И точно такое же трактование в Толковом словаре В. Даля, но в этимологии слова “терем”. “ Теремъ м. - (тюрма . Thurm –и пр.) поднятое высокое жилое здание или часть его, отдельный терем, теремок, замок боярский, одинокий домик в виде башни на подрубе”…

Иными словами для исследователей Х1Х столетия эти слова, безусловно, были родственными, но, в полном соответствии с историческими представлениями того времени, усматривалась связь с немецкой, шире – европейской, основой.

Однако, представляется, что безусловная эта связь гораздо древнее и сложнее.

Начать следует, вероятно, с уяснения того обстоятельства, что начальные века русской истории - века работорговли. Соглашаясь, отчасти, с утверждением Б. Рыбакова, что в Киевской Руси, и вообще у славян, рабства не было, не станем отрицать, что, по крайней мере, три основные дороги, по которым двигались караваны рабов, тянулись либо по территории Киевских владений, либо вблизи них: Шелковый путь, Путь из варяг в хазары (Волжский) и Путь из варяг в греки (Днепровский), последнему и обязан, если не своим возникновением, то, во всяком случае, становлением, Киев. И если славянские общины не нуждались в рабах¸ и даже пленников скоро обращали в соплеменников, то они сами были источником рабов. Их ловили и неволили и варяги, и хазары.

Рабы-невольники и меха, а не воск, пенька, мед и иные, дешевые и неудобные в транспортировке, товары вывозились на юг, восток и запад. Многие историки выводят даже слово “ серв” - раб (отсюда сервис) от самоназвания славян серб, сорб, сябр…

Ну, а если главным предметом торговли был живой товар, его нужно где-то содержать. Не мудрствуя лукаво, по всей степи и в Киевской Руси, невольников, скорее всего, содержали в глубоких ямах, откуда выбраться невозможно. Такие усовершенствованные ямы – тюрьмы - зинданы - дожили в Бухарском и Хивинском ханствах до 1861 года.

Обнаружить такие сооружения археологам сложно, поскольку они и сооружениями то не были, и носили временный характер. (Например, в воюющей Чечне, в наши дни, во многих фронтовых частях были вырыты подобные ямы пятиметровой глубины, которые использовались для временного содержания захваченных боевиков и, даже как гауптвахты для проштрафившихся солдат.)

В зимнее или ненастное время, пленных и рабов могли содержать в нижних этажах деревянных острогов- крепостей.

И вот тут сразу же многое объясняет обращение к тюркской культуре и языку. У якутов и тюркоязычных алтайцев есть слово “терме”. Так называется сруб, вкопанный в землю, в настоящее время используемый как ледник или погреб. Такое название это сооружение получило именно из-за своей бревенчатой основы. Квадратный сруб (клеть) –“терме”, (терт казах.– четыре) восьмигранный – “курень”.- гармоничный, всесторонний, защищенный, теплый…

Характерно, что в казахском языке бревенчатые башни казачьих сторожевых острогов тоже называются “терме”, и тут непонятно, то ли это древнее название, то ли это название возникло оттого, что нижние, вкопанные в землю – подклеты острожных башен использовались, как места заключения и содержания пленных.

Представляется, что прогон полонов в Древней Руси был таким обыденным делом, что это не нашло своего отражения в летописях. Воспоминания о работорговле сохранилось только в фольклоре. Общеизвестная сказка “Гуси-лебеди”, по свидетельству многих историков, отражает реалии работорговли и угона полонов на юг, кочевниками в том числе и половцами “каз –ак” - белыми гусями.

Учитывая, что в 8-9 вв. основная часть горожан, скажем, Старой Ладоги и др.жила в полуземлянках и только знатные проживали в бревенчатых домах – теремах, ставшими двух этажными в 9 веке. Подобьем таких теремов, могут служить двух и даже трехэтажные северные избы. В нижнем¸ первом, хозяйственном этаже, (в подклети), где не было окон. (Вернее, были прорубленные, “заволочные” оконца, те чтозаволакивались”, “затягивались” “заволочной доской”, в “полбревна”, в отличие от больших окон второго этажа “косящатых– то есть, с врубленными косяками.) Там могли содержаться почетные пленники или заложники. Это и есть темница”, “холодная”, тюрьма…- как одна из частей терема.

Вероятно, в дальнейшем и это слово, и эта часть дворцового сооружения получило свое самостоятельное значение уже никак не связанное с теремом.

Аналогом может служить слово “каторга”, какое первоначально означало только гребное судно, галеру, где на веслах сидели пленники или наказуемые, а впоследствии, приобрело значение особо сурового места содержания заключенного.

Б. Алмазов.

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка т. 4 репринт М. 1991 г.

Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь

В. Паранин. Откуда пошла Русская земля. Петрозаводск. 1992 г.

Б. Рыбаков. Древняя Русь.

Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь

О. Сулейменов. Аз и Я . М. 1967 г.

Ю.А. Кизилов. Земли и народы России в Х111-ХУ вв. М. 1984 г.

Русско-татарский словарь

Казахско - русский словарь С. Тлеубаев, В. Красных Алматы 1987 г.

Игумен Александр (Федоров) Образно-символическая система композиции древнерусского города Спб. 1999 г.

Hosted by uCoz