Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru
В российской исторической науке до самого последнего времени существует странное, идущее с незапамятных времен, пренебрежительное отношение к тюркскому влиянию на культуру, быт и язык Киевской Руси. Сторонники нормандской и сторонники славянской теорий воюют между собой, словно кроме северных германцев и славян на огромных пространствах от Черного до Балтийского морей
, никто и не жил. Совершенно, в стороне, (если не считать работ В. Паранина, скорее относящейся к научно-популярному жанру, как и, нашумевшая когда-то, книга О. Сулейменова “Аз и Я”, нежели к науке) остается изучение влияния финских и финно-угорских племен, и уж, конечно, “дикарей степняков” - тюрок.Слава Богу, постепенно, в массовом сознании укрепляется понимание разницы между, так называемыми, “татаро – монголами”, которые явились на Русь в малом числе, на короткий срок и мало что внесли в язык и культуру Руси
, и тюрками, что жили бок о бок со славянами столетиями, по крайней мере, с 7-8 вв. и в дальнейшем стали в массе своей “ордынцами”, добавив в кровь современного великоросса, не меньше четверти тюркской, (а не монгольской!) крови, если не половину.Между тем, именно у тюрок
, следует искать ответа на многие загадки средневековой Руси. Только один пример.Существует ли связь между словами и понятиями “терем” и “тюрьма”?
“Под словом
“тюрьма” (от нем. Thurm — башня) понимается, в конкретном смысле, изолированное от внешнего мира и охраняемое стражей здание для принудительного содержания лиц, подлежащих заключению по приговорам судов или по распоряжению административной власти”, – так трактуется это слово в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.И точно такое же трактование в Толковом словаре В. Даля, но в этимологии слова “терем”
. “ Теремъ м. - (тюрма . Thurm –и пр.) поднятое высокое жилое здание или часть его, отдельный терем, теремок, замок боярский, одинокий домик в виде башни на подрубе”…Иными словами для исследователей Х1Х столетия эти слова, безусловно, были родственными, но, в полном соответствии с историческими представлениями того времени, усматривалась связь с немецкой, шире – европейской, основой.
Однако, представляется
, что безусловная эта связь гораздо древнее и сложнее.Начать следует, вероятно, с уяснения того обстоятельства, что начальные века русской истории - века работорговли. Соглашаясь, отчасти, с утверждением Б. Рыбакова, что в Киевской Руси, и вообще у славян
, рабства не было, не станем отрицать, что, по крайней мере, три основные дороги, по которым двигались караваны рабов, тянулись либо по территории Киевских владений, либо вблизи них: Шелковый путь, Путь из варяг в хазары (Волжский) и Путь из варяг в греки (Днепровский), последнему и обязан, если не своим возникновением, то, во всяком случае, становлением, Киев. И если славянские общины не нуждались в рабах¸ и даже пленников скоро обращали в соплеменников, то они сами были источником рабов. Их ловили и неволили и варяги, и хазары.Рабы-невольники и меха, а не воск, пенька, мед и иные
, дешевые и неудобные в транспортировке, товары вывозились на юг, восток и запад. Многие историки выводят даже слово “ серв” - раб (отсюда сервис) от самоназвания славян серб, сорб, сябр…Ну, а если главным предметом торговли был живой товар, его нужно где-то содержать. Не мудрствуя
лукаво, по всей степи и в Киевской Руси, невольников, скорее всего, содержали в глубоких ямах, откуда выбраться невозможно. Такие усовершенствованные ямы – тюрьмы - зинданы - дожили в Бухарском и Хивинском ханствах до 1861 года.Обнаружить такие сооружения археологам сложно, поскольку они и сооружениями то не были
, и носили временный характер. (Например, в воюющей Чечне, в наши дни, во многих фронтовых частях были вырыты подобные ямы пятиметровой глубины, которые использовались для временного содержания захваченных боевиков и, даже как гауптвахты для проштрафившихся солдат.)В зимнее или ненастное время, пленных и рабов могли содержать в нижних этажах деревянных острогов- крепостей.
И вот тут сразу же многое объясняет обращение к тюркской культуре и языку. У якутов и тюркоязычных алтайцев есть слово “терме”. Так называется сруб, вкопанный в землю, в настоящее время используемый как ледник или погреб. Такое название это сооружение получило именно из-за своей бревенчатой основы. Квадратный сруб (клеть) –“терме”, (терт казах.– четыре) восьмигранный – “курень”.- гармоничный, всесторонний, защищенный, теплый…
Характерно, что в казахском языке бревенчатые башни казачьих сторожевых острогов тоже называются “терме”, и тут непонятно, то ли это древнее название, то
ли это название возникло оттого, что нижние, вкопанные в землю – подклеты острожных башен использовались, как места заключения и содержания пленных.Представляется, что прогон полонов в Древней Руси был таким обыденным делом, что это не нашло своего отражения в летописях. Воспоминания о работорговле сохранилось только в фольклоре. Общеизвестная сказка “Гуси-лебеди”
, по свидетельству многих историков, отражает реалии работорговли и угона полонов на юг, кочевниками в том числе и половцами “каз –ак” - белыми гусями.Учитывая, что в 8-9 вв. основная часть горожан, скажем
, Старой Ладоги и др.жила в полуземлянках и только знатные проживали в бревенчатых домах – теремах, ставшими двух этажными в 9 веке. Подобьем таких теремов, могут служить двух и даже трехэтажные северные избы. В нижнем¸ первом, хозяйственном этаже, (в подклети), где не было окон. (Вернее, были прорубленные, “заволочные” оконца, те что “заволакивались”, “затягивались” “заволочной доской”, в “полбревна”, в отличие от больших окон второго этажа “косящатых” – то есть, с врубленными косяками.) Там могли содержаться почетные пленники или заложники. Это и есть “темница”, “холодная”, “тюрьма”…- как одна из частей терема.Вероятно, в дальнейшем и это слово, и эта часть дворцового сооружения получило свое самостоятельное значение уже никак не связанное с теремом.
Аналогом может служить слово “каторга”, какое первоначально означало только гребное судно, галеру, где на веслах сидели пленники или наказуемые, а впоследствии, приобрело значение особо сурового места содержания заключенного.
Б. Алмазов.
В. Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка т. 4 репринт М. 1991 г.Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь
В. Паранин. Откуда пошла Русская земля. Петрозаводск. 1992 г.
Б. Рыбаков. Древняя Русь.
Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь
О. Сулейменов. Аз и Я . М. 1967 г.
Ю.А. Кизилов. Земли и народы России в Х111-ХУ вв. М. 1984 г.
Русско-татарский словарь
Казахско - русский словарь С. Тлеубаев, В. Красных Алматы 1987 г.
Игумен Александр (Федоров) Образно-символическая система композиции древнерусского города Спб. 1999 г.