Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru
( Выступление на Научно- практической конференции “Духовные и социальные проблемы глоболизации” 4 мая 2001 г. Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария.)
В мясных рядах Сытного рынка красовался ценник “Ум бараний. - 2 руб” -продавец грузин торговал мозгами. Поскольку речь пойдет о проблемах серьезных и даже страшных, почему бы ни начать с этой присказки.
Так что же такое ум? Оставляя в стороне филологические поиски грузинского мясника, предложу такую формулу: ум - способность человека увидеть проблему, а затем найти решение. Тот, кто точнее и полнее видит проблему, кто быстрее и с лучшим результатом ее разрешает, тот и умнее.
Эту формулу можно дополнить неким схематическим построением. Представить его можно в виде четырехугольника, имеющего четыре грани, соответственно - природные способности, жизненный опыт, образование и веру. Разные люди используют разные грани, для опоры, на коих строится умозаключение.
Для одних это жизненный опыт, для других образование. Маленькие деревенские дети, в основном, опираются на природные способности и на жизненный опыт, который у них больше, чем у городских. Городские - на информативность, то есть на образование, хотя оно и получено, по большей части, вне учебных заведений.
Проведенные в разных странах исследования детской психологии привели к очень важным результатам. Называть можно по разному, мне предпочтительнее оставить это русское название - ум. Выясняли: кто умнее городские или деревенские дети? Особенно любопытно исследование венгерских ученых, проведенное в 1981 году. По объему информации, по широте и запасу сведений, первенствуют городские дети. Когда же тест проводится на сообразительность, на объем внимания, на правильность и быстроту принятия решений, безусловную победу одерживают дети деревенские. Говоря по-русски, они смышленее, то есть быстрее видят смысл, содержание проблемы и быстрее (осмысленнее) находят решение. Причем, если городской ребенок ищет решение по прецеденту, по формуле, услышанной или заученной им однажды, то деревенский ребенок строит умозаключение, размышляет, проходя путь от посылки, через рассуждение, к решению и ответу.
Во время своей двадцатилетней педагогической деятельности я проводил подобные исследования и наблюдения за детьми разных социальных слоев и разных возрастов. Деревенские, младшие дети, справляются с задачами на размышление быстрее, чем их городские сверстники. (Имеются в виду старинные задачи: что тяжелее пуд пуха или пуд железа, или как попросить молоток у глухого (показать жестом), а ножницы у слепого? ( Просто сказать - дай ножницы! Он же слепой, но не глухой.)
Иными словами, ребенок, чье сознание, чей разум развивается в нормальных условиях семьи, в общении с природой, и дозированного получения, в соответствии с возрастными особенностями, информации, к интеллектуальной деятельности, к размышлению приспособлен более, нежели ребенок, чья голова, как помойное ведро, забита сведениями, информацией, накапливаемой беспорядочно и хранящейся хаотично.
Современная глобализация станет возможна только тогда, когда ее сторонникам удастся перестроить человеческое сознание, максимально задавить человеческий ум, подменить обилием информации, уничтожить способность к размышлению.
Традиция информативного образования (говоря проще и по-русски, когда ученик знает и помнит множество сведений, но неизвестно для чего. И не умеет рассуждать, - то есть думать.) - традиция английской школы, опирающейся на протестантизм. Он лежит в основе рационального, механизированного общества потребления, апофеозом которого представляется, пресловутый, американский образ жизни, с опорой на мнимые реалии. Рационализм, навязываемый сегодня всему миру, и являющей сегодня собою агрессивную и наиболее видимую форму глобализма.
В шестидесятые годы мне попал в руки фантастический рассказ об учебном заведении будущего, где ученики погружались в гипнотический сон, и во сне получали знания. Каждый выпускник, получивший образование (понимай: объем знаний и навыков), без всяких усилий, становился человеком - функцией. Человеком, выполняющим заложенную в нем программу. Кстати, в случае сбоя, ее можно было стереть и записать новую. (Интересно, что рассказ написан до появления компьютеров.) Но очень скоро, государство или совет мудрейших, стали испытывать нехватку в людях, способных размышлять. Общество перестало развиваться. И тогда начался поиск учащихся, склонных к размышлению. Или, как говорится в рассказе, тех, кто может учиться, старым способом, по книгам, а затем, самостоятельно, создавать новые программы.
Чем не модель общества победившего глобализма! Жесткое расслоение, как в муравейнике, на элиту и запрограммированное большинство. Оно может эксплуатироваться как угодно, даже не подозревая, об эксплуатации, так как способность размышлять самостоятельно - ампутирована.
Место ума занимает, так называемое, “клиповое сознание”, по наименованию клипов, что заполонили нашу жизнь сегодня и, в первую очередь, экраны телевизоров. Для сравнения, если старая сказка всегда показывает слушателю процесс и событие, то есть следует по пути постановки проблемы, ее развития и решения. ( завязка, развитие, кульминация и развязка), которые умещаются между традиционными “Жили- были” и “Стали жить поживать и добра наживать” ( Не могу не обратить внимание именно на это вычленение события сказки из ткани жизни, которая была и прежде и будет продолжаться после того, как сказка закончится.) Клиповое сознание строиться по другому принципу: задается слово-пароль и почти автоматически или при напряжении только памяти, выдается ответ. Причем, огромное место отводится механическому запоминанию, по принципу “Стакан - лимон”, “чашка - ложка”,...
Вот история, на первый взгляд смешная, а вообще то грустная и настораживающая. В первом классе проходили ( а русский язык, острый как бритва: “проходили” это “проходили мимо”, когда ни уму, ни сердцу) русские народные обычаи. Дома мама проверяет, как сынишка запомнил заданное. (У него голова, естественно, занята другим или ничем конкретно, к чему нас приучило постоянно включенное радио
и телевидение. )Скажи , какие русские обычаи ты знаешь?
(молчание)
Вот в дом приходит гость, что ему дарят?
(молчание)
Ну, припомни... Хлеб и....
“Рама” - отвечает первоклассник потому, что это название марки соевого-сур
рогатной имитации сливочного масла забито ему в голову телерекламой.Это то, что требуется при глобализации мышления: команда - ответ. Без размышления, без образной ассоциации, без нравственной оценки. ( Кстати, огромный выигрыш в скорости принятия решений.)
Городские дети и, это отмечается всеми учителями, перестают видеть образ. При чтении стихов, да и при обычном разговоре, перед их мысленным взором не возникает зрительный образ. Показателем этого является страшно засоренная сленгом и бранными словами речь, в которой ругательства уже не воспринимаются и не произносятся, как ругательства, а изрыгаются, в общем шумовом, потоке, подчиняясь ритму и мелодике речи, навязанной современной дегуманизированной физиологичной музыкой... (120 ударов в минуту.)
Конечно, можно было бы констатировать этот факт, сделать его темой диссертации и т.п. Но зло, избравшее сегодня формы глобализации и в первую очередь разрушающее сознание, агрессивно наступает. Пресловутая рациональная “польза”, лозунг главенстве экономики, ежедневно воплощаемый в жизнь, грозит привести к необратимым процессам.
Совсем недавно, российский министр просвещения, которого сложно так титуловать потому, что он более всех с просвещением борется, выступил с утверждением, что всеобщее среднее образование возможно только в стране с развитым социальным строем, то есть либо при социализме, либо при развитом капитализме. Поскольку наше общество, пока что переходное...(!) то среднего всеобщего образования у нас быть не может. (По - моему, придя к таким выводам, министр просвещения должен, если не может застрелиться, подать в отставку).
Далее последовало предложение: в целях экономии средств, с последующим распределением сэкономленного среди нищенствующего учительства, закрыть маленькие "нерентабельные школы", имелись в виду школы сельские, поселковые, где по пять -десять учеников. ( По аналогии, чтобы сэкономить на ботинках - давайте отрежем ноги.) Странно, что министр не учитывал масштабов явления - в России таких школ 50 тысяч. И если предложение будет принято и исполнено, то значительная часть населения останется без образования. Наша деревня опять станет неграмотной. И это не страшный сон, уже сейчас в армию идут неграмотные призывники, которые нигде и никогда не учились! Мечтать же о том, что в Питер или в Москву, в университет,
из глубины Российской придет новый Ломоносов, кто тем и был силен, что мыслил иначе, чем его современники, сам способ мышления у него был иной, не приходится! Не бывать, отныне, ни Ломоносовым, ни Суриковым, ни тысячам светлых голов, всему на чем стоит Россия. При всей глобальной широте, (извините за тавтологию) глобализации, руки у нее до русских деревень еще не доходили, где старым проверенным способом нравственно и глубоко учили и воспитывали детей - будущее России, так решено их лишить образования вообще!Лишенный последовательного школьного образования человек получит необходимые для жизни навыки из повседневной практики, а сознание ему через телевидение будет внедрено клиповое. Остается только вручить ему ИНН, затем вживить ЧИП и перед вами готовый робот.
Однако, если бы Господь не сохранял нас под рукою своею, идеи глобализации победили вместе с идеями мировой революции. Все бы уже давно состоялось.
Я убежден, что на пути лишения человека разума, на пути создания общества рабочих муравьев стоит ВЕРА, чей самый главный постулат “Человек, создан по образу и подобию Божию”, в основе своей, противоречит глобализации и насильственному управлению сознанием.
Сторонники глобализации, главным доводом считают неизбежность этого процесса, поскольку он сулит успехи в технике и экономике. Довод весьма сомнительный, поскольку при этом человек становиться рабом и техники, и экономики.
Как пагубна концентрация мощных экономических и технических потоков, как погибельна мощность современной цивилизации мы знаем не только на примере ядерного оружия, но в частности на том, что из современной экономики уже нельзя вынуть “наркодоллары” - т.е деньги полученные от продажи и распространения наркотиков. Современная экономическая система рухнет. Цивилизацию ожидает глобальный экономический кризис. Значит, ежегодно миллионы людей будут становиться наркоманами ради служения этому новому молоху - сатане, принявшему обличие экономики.
Второй пример еще более прост. Нынешняя цивилизация построена на нефти и других, не восполняемых, энергоносителях. Все понимают не только чудовищный вред, который наносится природе, человеку и всему живому на планете, включая само существование планеты, но именно развитие “нефтяной цивилизации” не дает перейти на альтернативные источники энергии, на использование неисчерпаемых энергетических ресурсов. Скажем, энергии, полученной от ветровых энергетических установок, (уже изобретенных и используемых), установленных в Красноярском крае, хватило бы для удовлетворения всех энергетических потребностей России, но тогда рухнет нынешняя экономическая система. Опять кризис - тысячи безработных, исторгнутых горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, автомобильной и другими целыми отраслями промышленности.
Для меня, донского казака, с детства памятен образ: я видел человека, утонувшего в зерне. Человек погиб в хлебе. Потому, что это, Господом дарованное благо, бездумно сконцентрировано. И для меня ясно как Божий свет, что всякая чрезмерная концентрация ресурсов и сил, всякая глобализация, в конечном итоге,
приводит к катастрофе. Я помню, как благословенный Донской край был превращен в зону монокультуры - пшеницы, как в угоду урожаям, распахали вековую степь, распахивали дороги, распахивали даже палисадники. В результате начались пылевые бури. Наш святой, кровью предков политый чернозем, которого в 1896 году было больше всего в мире - 2 метра 18 сантиметров, превратился в пыль, его унесло в Сицилию, где он, как асфальтом, накрыл плодородные поля, и все погубил. На Дону чернозема нынче 13 сантиметров. Пшеница, полученная в чудовищных количествах, сушилась на дорогах, потому, что ее не вмещали элеваторы, горела в буртах и в скирдах, уходила, неубранная, под снег. Ею, все равно, никого не накормили...Вот что такое концентрация производства и глобализация. Отнимая у человека право на собственный ум, сторонники глобализации, на самом деле ратуют не за налаживание экономики, которая давно перестала служить интересам человечества, а превратилась в средство добывания денег, поскольку они являются концентрацией власти. И все самые благодушные идеи глобализации служат только одному - концентрации невиданной власти в руках ограниченного числа людей, у слуг сатаны. Людям верующим, людям православным подобные устремления ясны, о них же говорили пророки. И сложно, человеку размышляющему, не разглядеть, за казалось бы безобидной бухгалтерской новацией - введение единого индивидуального идентификационного номера, общего сатанинского устремления к обезличиванию человечества, чудовищной всемирной слежке и в, конечном итоге, погибели...
Но так ли все безнадежно, и как уверяют нас апологеты мировой глобальной системы, так ли все предопределено? И нам остается быть только свидетелями и жертвами дьявольского замысла, ведущего к гибели личности и человечества. Как сказал мне один первоклассник, много лет назад, и я помню это, поскольку устами младенца глаголет истина. ( Сохраняя фонетику, чирикающего воробьиного детского языка). “Чего -й-то зло-то все побеждает да побеждает, да чего-й то все никак не победит!”
Господь единый способен обращать зло в добро. Вот житейский пример и судьба; студент Горного института, (1921 г.р) был оклеветан, невинно осужден и сослан в лагеря в Магадан. Там он несказанно страдал, но обратился к Богу, укрепился в вере и выжил. Он мне и говорил: все
, что произошло со мною, - разумеется, было, злом. Но Господь обращает зло в добро. Человек этот был расконвоирован, учился, стал заслуженным геологом России и одним из самых уважаемых людей эпохи. Обидчики же его, клеветники и гонители, остававшиеся на свободе, все погибли на войне молодыми. От 100 призывников 1921-23 годов с войны вернулись 3, да и те инвалиды. А тот, о ком я рассказываю, уцелел в лагерях, уцелел, как это не парадоксально звучит, благодаря злу.Я считаю, что современное испытание нашей веры комариным укусом ИНН это, с одной стороны, и “проба пера” сторонниками антихриста, а с другой - прививка, и первое, пока еще не очень опасное и не очень болезненное испытание. Сравнительно легкое. Поскольку, достаточно упереться и потребовать предъявить закон, по которому мы обязаны принимать этот номер, как горластый и скандальный бухгалтер тушуется, и конфликт гаснет. Пока от православного человека большой стойкости не требуется. Но требуется умение не жить “со дня на день”, требуется сознательное отношения к каждому своему поступку, соотнесения его с заветами Христа. Вот это самое страшное для глобализации. Вот с этим борется она, в частности зомбируя детей, отвращая их от национальной культуры. Но если мы будет принимать все, что нам ниспошлет изощренный бумаготворчеством чиновник, без рассуждения, то комар ИНН может оказаться комаром малярийным.
Мы уже проходили это. Исторический опыт русского православного народа многому его научил. Не имея возможности активного сопротивления сатанинской власти, внешне покорствуя, православный человек не пустил антихристовы постулаты в душу свою. Никак не организованный, он оказывал самое страшное неуловимое, но постоянное, пассивное сопротивление. Люди старшего поколения согласятся со мной, если я скажу, что
все мы пережили период, когда были внутренними, духовными эмигрантами, если не сказать, духовными партизанами, ибо борьба шла. Наши бабушки- молитвенницы любили нас, боролись за нас и победили.Я сознательно, в начале, говоря об уме и перечисляя его грани: способности, опыт и образование, не говорил о вере. Потому что именно она, являясь фундаментом всего остального, делает человека, независимо от возраста, сильным и способным “держать любой удар” от кого бы он ни исходил и как бы не наносился.
Что же мы можем противопоставить глобализации сознания у детей? Да все то же что и прежде, то о чем учит нас Христос - любовь. Этого оружия нет у наших врагов, и они не могут его применить, ибо к любви духовной. Христовой, не способны. Им любезны глобальные усилия,
любовь христианская - индивидуальна, и обращена к каждому ребенку. Они борются за миллионы, дай Господь, каждому из нас уберечь хотя бы одного ребенка и мы победим.В этом деле огромна роль священника. Он ныне, как и прежде, призван стать еще и учителем для ребенка, (а в селе, лишенном школы, и в прямом смысле -учителем), и сегодня он такую возможность имеет. Не исключено, что первым бастионом сохранения национальной культуры, русского характера становятся, в нынешних условиях, церковно-приходские школы.
Где объем знаний может быть таким же, как и в школах светских, а вот нравственное воспитание, характер обучения, совсем другой.Огромную роль, мне представляется, в России, будут играть приходы и приходская жизнь, которая восполнит тоску русского человека по жизни общинной и жизни соборной. Во многом, приход способен сохранить душу русского человека, в недавнем прошлом члена деревенской крестьянской общины. И, конечно же, главным очагом сопротивления, потому на ее разрушение и направлен главный удар, сторонников нашего расчеловечивания, была и есть русская православная семья, скрепленная любовью и одухотворенная верой.
При всей кажущейся силе зла, при всей его изощренности, при всей его всемирной распространенности, оно не всесильно. Даже говоря о глобализации, (из которой следует исключить процессы интегрирования экономики, зло¸ не в интеграции, а в глобализации власти и глобализации сознания, как объекта применения власти), нельзя говорить о ее всеобщности. Каждый народ имеет право на свое национальное лицо, на свой национальный характер. И он это право не отдаст никому! Сейчас нам навязывается европейская католико - протестантская модель будущего мира. Но это модель не будет принята ни миром мусульманским, ни великим Китаем, ни Индией, а это уже большая часть человечества.
Мир будущего, как бы этого не желали мондиалисты, будет многополярным. И это очевидно, поскольку принцип глобализации и общепланетарного мирового правительства, (не совещательного органа, а именно правительства - органа управления) нарушает главнейший закон существования всех систем. Звучит он просто: “чем множественнее система, - тем она устойчивей”. Или, как говорили мои предки, “чем больше на одной арбе нагружено, тем скорее она перевернется”.
Однако, это не означает для нас - бездействия, не означает, что уверенность в крахе ложной идеи, должна нас отвратить от сопротивления.
В отличие, от глобалистов, привыкших размышлять миллионными категориями, по примеру большевиков, заменяющих понятие “люди”, на слово “массы”, мы, православные, знаем, что на страшном суде, спрашиваемо будет не у масс, а у каждого, и не за грехи всех, а за грехи личные, в том числе и за то, как каждый из нас противостоял злу.
В борьбе за душу и разум человека, сегодня особенное значение имеет борьба за души и разум наших детей, что и есть борьба за будущее. И Господь нам в этом щит и помощник. С надеждой, верою и радостью примем же на себя этот труд, что не труд вовсе, но любовь. И мы будем вознаграждены ответной любовью детей наших. В этом нет никакого сомнения. С нами Бог! За нами Россия!