Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru

 

Екатерина Великая – русская?

(280 лет со дня рождения)

Одно из самых блистательных царствований, и в русской и в мировой истории, чьи итоги общеизвестны, ибо не в петровскую, а в екатерининскую эпоху Россия стала ведущей мировой державой. Поистине Екатерина II - Великая Государыня! Недаром ее именем назывались города, и ей воздвигались на народные пожертвования памятники. Вот с памятника и начнем. С того самого знаменитого, что воздвигнут в Петербурге . Как и всем произведением Микешина ему свойственна почти книжная повествовательность. Фактически, это несколько портретов- памятников сподвижникам и фаворитам Екатерины II., каждый из которых, достоин собственного пьедестала: Полководцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, флотоводец В.Я. Чичагов, дипломат А.А. Безбородко, государственные деятели А.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, великие Г.Р. Державин и Е. Р. Дашкова,… Девятый в этом сонме выдающихся личностей И.И. Бецкой, коего принято считать основоположником Русской педагогической системы, воплощением которой стало “Воспитательное общество благородных девиц” (Смольный монастырь). О нем большинству “петербуржцев и гостей нашего города” - как зазывно кричат руководители автобусных экскурсий, отъезжающих от Гостиного двора во все концы северной столицы, мало что известно. Разглядывая памятник они опознают Суворова, Дашкову, Державина, даже Потемкина… а вот читая бронзовые литеры И.И. Бецкий вопрошают: – Кто это?

Между тем, Иван Иванович был личностью удивительной, во многом сформировавший

духовный и нравственный облик русских людей целой эпохи, последовавшей за царствованием Екатерины II и давшей тысячи великих людей. Его педагогические взгляды сегодня удивительно современны. “Бецкой был одушевлен идеей (подсказанной ему энциклопедистами и Руссо) о создании новой породы людей силой воспитания. Причем, предпочтение отдавалось общему образованию, в противоположность увлечению образованием — специальным, делая главный упор на нравственное развитие юношества. Признавая могущество воспитания, которым “даруется новое бытие и производится новый род подданных”, Бецкой возлагал на государство обязанность воспитывать народ и от новой педагогической системы ожидал искоренения двух главнейших недостатков прежней: односторонности специального образования и пренебрежения нравственным началом при развитии человеческих способностей. Одно учение бессильно производить истинно полезных граждан: кроме просвещения ума наукой, необходимо облагораживание сердца. Этот нравственный элемент должен занимать в воспитании первое место: благонравие учеников должно быть предпочитаемо их успехам. Но воспитание не достигает своей цели, если не будут разъединены между собой два смежных поколения, из которых одно, старшее, погрязло в невежестве и рутине, а другому, младшему, грозила бы подобная же участь, если не поставить между ними искусственной преграды, если не закрыть всех путей, которыми старые рутинеры, “зверообразные и неистовые в словах и поступках”, распространяли свое влияние на юные и незрелые умы подрастающего поколения. Такой искусственной преградой должны были явиться закрытые школы (интернаты), где предполагалось выдерживать детей до тех пор, пока не созреет их ум и не окрепнут привычки к иной, просвещенной среде. К мысли педагогической присоединялась не менее важная мысль политическая: создать в России образованное третье сословие, отсутствие которого сильно чувствовалось в нашем государственном строе.

Бецкой видел, как росло на Западе нравственное и экономическое значение этого сословия, и вспоминал о своем отечестве, где “два чина только установлены: дворяне и крестьяне”, а купцы, мещане, ремесленники никакого значения не имели. В видах образования “третьего чина людей” учреждены были при шляхетном корпусе и при Академии художеств воспитательные мещанские училища. Воспитанники их, а равно и питомцы воспитательного дома и коммерческого училища, отличившиеся благонравием и успехами, получали потомственную свободу и разные гражданские права. Все эти педагогические планы вместе с различными постановлениями об училищах собраны в отдельном издании: “Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества” .

Идея воспитания “новой породы людей” не могла осуществиться, потому что нет возможности отделить воспитанников от общества, из которого они берутся и в которое опять должны возвратиться; но все-таки за Бецким осталась та важная заслуга, что он первый явился поборником общего образования, энергической деятельностью по учреждению городских училищ много помог распространению грамотности и, кроме того, положил начало женскому образованию в России”.

Как же так? Даже если учитывать все так сказать служебные заслуги Ивана Ивановича для того, чтобы стать рядом с Потемкиным и Суворовым, представляется , что этих заслуг маловато…

Возникает ощущение, что было еще нечто, за что Государыня Екатерина II “по вступлении на престол поставила Бецкого в исключительное положение: он находился в непосредственной зависимости только от ее особы. Вообще, Екатерина относилась к Бецкому с большим уважением и окружала его почетом; но в дела государственные он не вмешивался и влияния на них не имел”. Однако, Екатерина произвела его в действительные тайные советники и наградила огромными богатствами, значительную долю которых он употреблял на дела благотворительности и особенно — на развитие воспитательных учреждений. В 1778 г. за свою широкую благотворительность он был торжественно награжден от сената большой золотой медалью “за любовь к отечеству”. Прожив некоторое время в Москве, он возвратился в Петербург и здесь открыл, по образцу московского, воспитательный дом, а при нем — вдовью, сохранную и ссудную казны, в пользу которых сделал огромные пожертвования”. Но широчайшей благотворительности тоже недостаточно, чтобы занять то место при Государыне, которое занимал Иван Иванович.

А кто он собственно такой? Вглядимся пристальнее в его биографию. Иван Иванович родился в Стокгольме 3 февраля 1704 года. Предположительно, его матерью была баронесса Вреде, отцом “последний боярин” - будущий генерал фельдмаршал князь Иван Юрьевич Трубецкой. Род Трубецких – один из знатнейших русских княжеских родов восходит основателю рода литовскому князю Ольгерду сыну великого князя литовского Гедимина. Любимец Петра I, Иван Юрьевич Трубецкой начал службу в Преображенском полку; в 1698 г. был новгородским наместником; в самом начале великой Северной войны был взят шведами в плен и содержался там до 1718 г. Россия много обязана Ивану Юрьевичу Трубецкому ставшему в плену, фактически, резидентом русской разведки, потому и встречен был на родине как герой.

Он был человеком влиятельным, хотя бывал и в опале. Однако, при вступлении на престол Анны Иоанновны (1730), князь Трубецкой явился ярым сторонником восстановления самодержавия, за что императрица пожаловала его званием сенатора, а в 1739 г. назначила московским генерал - губернатором. Умер в преклонных летах, в 1750 г.

Трубецкой любил сына, удостоверив свое отцовство его фамилией, отбросив, как это было принято, первый слог из княжеской.

Взаимоотношения Ивана Ивановича Бецкого с отцом чем то напоминают взаимоотношения Пьера Безухова со старым князем Безуховым из Войны и Мира, Толстого. С той только разницей, что Иван Иванович все детство, проведший в Швеции, по возвращении отца из плена, в России задержался недолго. Трубецкой оправил его учиться в кадетский корпус в Копенгаген, а затем определил в Датский кавалерийский полк. Но во время одного кавалерийского ученья Бецкой упал с коня и был сильно помят при проезде эскадрона; это обстоятельство принудило его отказаться от военной службы.

Выйдя в отставку, он путешествовал по Европе и, между прочим, в Париже был представлен герцогине Ангальт-Цербстской — Иоганне - Елисавете (матери императрицы Екатерины II), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво” - на что намекает эта фраза из солидного энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона?

Даже если допустить, что Иван Бецкой не имел никаких тайных задач при путешествии по Европе, буквально, пронизанной дворцовыми политическими интригами, этого нельзя было сказать о Иоганне – Елисавете, которая добросовестно служила интересам прусского короля Фридриха.

Чем объяснить упоминание о милостивом отношении ее к незаконнорожденному сыну русского князя?

Ее положение и жизнь были весьма незавидны. Собственно, если можно так выразиться, она принадлежала ко второсортной аристократии. Владения ее супруга герцога Христиана Августа Ангальт- Цербст - Беренбургского, расположенное на клочке земли, некогда заселенного лужицкими славянами, нищенствовало. Иоганна Елисавета, происходившая из другого тоже обедневшего немецкого княжеского дома Голштейн – Готторпского (тоже нищего) всегда остро чувствовала свою бедность и свое положение приживалки при европейских дворах. В двусмысленном положении находился и Бецкой, который однако, в отличии от герцогини в средствах стеснен не был.

Иван Иванович был пригож, статен, блестяще образован, свободно говорил на нескольких европейских языках. Ощущая себя, безусловно, русским, он по воспитанию был совершенный европеец и в России то к этому времени почти не жил. Но как это свойственно эмигрантам, вообще людям долго живущим вне Родины, он был горячим патриотом, видя Россию в некотором ореоле собственных мечтаний. Русский без России, незаконнорожденный княжеский сын и безвестная немецкая аристократка, понимавшая свою роль марионетки в большой политике. Не исключено, что “встретились два одиночества…”

Иоганну Елизавету принято изображать в исторических романах глуповатой, вздорной и скаредной, но такой она стала в зрелых годах, в молодости всего этого нет или, по крайней мере, все скрыто порой цветения. В том, что она была не умна – сильно сомневаюсь, в том, что роль ей выпала достаточно жалкая - не ее вина, и наверняка она страдала от бедности и от непонимания. А в том, что она, как всякий человек имела право и на любовь и на счастье, кто же усомниться…

Причем же тут Бецкой? Да при том, что ежели пристально вглядеться, то они были равны. В любом случае, их уравнивала молодость.

Столетие осьмнадцатое - время - романов, у порога сентиментализм с его культом чувствительного сердца, а Иван Иванович таким сердцем обладал… Кто знает, что происходило в Париже, где оказалась Иоганна Елизавета, муж которой, генерал майор прусской службы стоял с полком в городе Штеттине, в провинции Померании на Одере.

В начале 1729 года Ивана Бецкого срочно отзывают в Россию из Парижа, а 4 марта 1729 года у Иоганны Елизаветы родилась девочка, получившая при крещении имя Софья-Фредерика - Августа.

В России Ивана Бецкого определяют на службу в коллегию иностранных дел, от которой нередко бывал посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж, не исключено, что во время своих командировок, он встречался с герцогиней Ангальт – Цербской и видел ее маленькую дочь.

Одновременно, Иван Бецкой состоял адъютантом при своем отце, на ту пору - генерал-фельдмаршале и, разумеется, принимал участие во всех дворцовых делах. В ночь вступления на престол императрицы Елисаветы Петровны (24—25 ноября 1741) он находился безотлучно при государыне, которая тогда же и наградила его орденом св. Екатерины, снятым ею с себя. Вскоре за тем герцогиня Ангальт-Цербстская привезла в Петербург дочь свою, избранную в супруги наследнику престола, вел. кн. Петру Федоровичу.

В 1745 году София – Фредерика - Августа была крещена по православному обычаю и поименована Екатериной Алексеевной. Бецкой был назначен состоять при герцогине-матери, а по отъезде ее из России в 1747 г. вышел в отставку (с чином генерал-майора) и уехал в Париж.

Почему он не остался в России, чтобы облегчить жизнь совершенно несчастной в браке

Екатерине, которой едва минуло шестнадцать лет? А как бы он мог это сделать, если даже сама царствующая государыня Елизавета Петровна была бессильна повлиять на Петра Феодоровича, который предпочитал жене фрейлин двора своей царствующей тетушки и винные утехи…

Никто даже предполагать не мог, как развернуться события после смерти Елизаветы случившийся 25 декабря 1761 года.

Иван Иванович Бецкой прожил в Париже без малого 15 лет и, между прочим, свел близкое знакомство с энциклопедистами, воспитательные теории которых произвели на него глубокое впечатление и впоследствии были положены в основу предпринятой им педагогической реформы в России. В начале 1762 года Петр III вызвал его в Петербург, поручил ему главное начальство над канцелярию строения домов и садов его величества и пожаловал в генерал - поручики. Чем руководствовался император – непонятно. Может быть пытался обновить двор и собрать вокруг себя порядочных людей, к которым, безусловно, принадлежал Иван Иванович Бецкой. Возвращаясь из Москвы в Петербург, после коронации, И.И. Бецкой ехал в третьей за государями карете – знак говорящий положении ближайшем к престолу. Как встретился он с императрицей, разглядел ли в этой разменявшей четвертый десяток властной женщине ту девочку, что оставил он в северной столице, уезжая с ее матерью в Европу – неизвестно, как неизвестна и его роль в дворцовом перевороте вознесшим Екатерину !! на Российский престол. Было ему в ту пору 58 лет, про тем временам возраст преклонный, это создавало стену между ним и лихими горластыми Орловыми, Потемкиным и прочими… теми кто запечатлен с ним на памятнике. Даже А.В. Суворов был моложе его на 27 лет.

А вот Екатерина с первых дней своего правления, словно раскрывает над Бецким охранительные крыла своей державности. “Государыня относилась к Ивану Ивановичу, как к отцу” - запишут историки, то ли сообщая нам действительный факт, то ли уместно употребляя художественный образ. Она отводит ему особую область — воспитательную, и на этом поприще Иван Иванович поднимается до высот гениального “педагога на все времена. В трудах и попечительстве о детях , в первую очередь о детях сиротах, он проводит вторую часть своей 92 летней жизни.

По устным преданиям семьи секретаря Бецкого шведа Марко Ивановича Хозикова, (Он один мог оставаться при Бецком в то время, когда посещала его Екатерина), входя в комнату к Ивану Ивановичу, государыня целовала у него руку”.

Откуда в этой провинциальной принцессе, дочери родителей далеко не выдающихся способностей, ум великой государыни? – до сих пор восклицают историки, - Как могла она так понять и почувствовать Россию? Почему, она так любила ее?

А может быть это наследственность? Всякое приходит на ум, когда сравниваешь портреты Государыни и Бецкого .- похожи или непохожи? Мне кажется похожи! Кто знает, что рассказала Иоганна Елизавета дочери, когда ехали они по бескрайним просторам неведомой России в первый свой приезд? Кто знает, что чувствовала худенькая девочка, когда первый раз увидела доброго, умного и красивого человека с таким русским именем Иван? Что чувствовал он и о чем никогда никому не рассказывал по все дни своей достойной жизни, наполненной учебой и трудами? Не рассказывал, но проговаривался, подписывая письма ко Государыне без принятых в ту пору куртуазных словообротов:Ваш верноподданный” или “слуга” или “раб”, а весьма странно: “Вашего императорского величества Иван Бецкой”. Это вопиющее нарушение этикета чопорного XVIII века. Ничего подобного мы не видим даже в письмах Потемкина, Письма полны недомолвок, понятных лишь обоим корреспондентам. Иногда Бецкой забывается до того, что именует государыню cara anima mia.

Во время венчания цесаревича Павла с Марией Федоровной он держал венец над новобрачным. Во время ссоры Екатерины с Орловым именно он, по поручению императрицы, ездил к Орлову на переговоры. Когда один офицер, которого Бецкой собирался отстранить от должности в кадетском корпусе, представил Бецкому именной указ императрицы в свою пользу, Иван Иванович преспокойно ответил ему: “Ну что ж, указ ведь можно и переделать”. Бецкой находился в числе немногих лиц, обладавших правом объявлять устные повеления государыни. Он числился “чтецом” Екатерины и виделся с ней ежедневно.

Бецкой был, по-видимому, крестным отцом Бобринского (то есть своего внука). Во всяком случае, Иван Иванович уделял ему чрезвычайно много внимания, воспитывал его, ведал его финансовыми делами. При этом он неоднократно упрекал государыню в недостатке внимания к сыну.

Наш современник В.Бобринский, живущий во Франции – прямой потомок сына Екатерины !!, пишет следующее: “В течение ряда лет я занимался изучением жизни моего предка графа Алексея Григорьевича Бобринского, сына Екатерины от Орлова. При этом я столкнулся со многими фактами, свидетельствующими о том, что Бецкой, действительно, был отцом императрицы”.

Характерна исключительность положения Бецкого. Ведая Комиссией по строительству императорских дворцов и садов, он распоряжался колоссальными суммами. Он стоял во главе целого ряда воспитательных учреждений, вход в которые был запрещен для полиции. И когда однажды это запрещение оказалось нарушенным, то сам всесильный генерал-прокурор князь Вяземский счел необходимым лично принести извинения Бецкому. Иван Иванович ведал также созданной при воспитательных домах сохранной казной, то есть первым русским банком.

Бецкой удостоился неслыханных почестей: в своем великолепном дворце он неоднократно принимал коронованных особ; он был приглашен в сенат, где сенаторы при полном собрании

всех департаментов стоя приветствовали его; в честь Бецкого была выбита золотая медаль.

…. Незаконная дочь Бецкого Анастасия Ивановна Соколова была при дворе на особом положении. Она позволяла себе на людях резко критиковать действия императрицы. А когда Соколовой предстояло родить, то Екатерина в наемной карете помчалась к ней и сама принимала роды. Соколова была крестной матерью Бобринского и имела смелость прямо на людях называть императрицу кумой (commиre).

Муж Соколовой, известный де Рибас был избран в гувернеры к молодому Бобринскому. А ведь Екатерина, никогда не ошибавшаяся в людях, разумеется, прекрасно понимала, что де Рибас — личность во всяком случае сомнительная. Но ведь он приходился своему воспитаннику дядей par alliance, что, видимо, и послужило основанием для его выбора в гувернеры.

В случае, если мы признаем справедливость рассматриваемой версии, мы сможем по-новому взглянуть на внутриполитическую деятельность Екатерины в первый период ее царствования (период, когда Бецкой был еще очень активен). Разумеется, Иван Иванович, как отец, должен был оказывать сильнейшее влияние на государыню, а ведь он был воспитан совершенно вне православия. По-видимому, крайне радикальная секуляризационная деятельность Екатерины (да и не только она) в значительной степени вдохновлялась именно Бецким”.

Версия о том, что И.И. Бецкой – отец Екатерины Великой имеет давнюю и противоречивую историю.

В 1800 г. в Париже вышла книга С. Ф. Масона “Секретные записки о России и, в частности, о конце царствования Екатерины II и о царствовании Павла I”. В 1802 г. опять-таки в Париже вышел немецкий перевод этой книги, выполненный неизвестным автором. В предисловии к переводу автор высказывает предположение, что Бецкой в 1728 г. посетил Цербст и стал отцом Екатерины.

В 1873 г. Н. И. Греч в своих записках писал, что Бецкой в 1728 г. познакомился с матерью Екатерины в Париже, где и стал отцом знаменитой государыни. Греч отметил большое портретное сходства Екатерины с Бецким.

В 1876 г. П. И. Бартенев писал: “У В 1890 г. В. А. Бильбасов высказался против версии о том, что Бецкой есть отец Екатерины. Бильбасов отверг мнение вышеуказанного переводчика, а также Греча, утверждая, что ни Бецкой в 1728 г. не был в Цербсте, ни принцесса Голштинская в это время не была в Париже. Однако, этот автор не привел никаких аргументов в пользу своих утверждений”. А кроме Парижа и Цербста в Европе достаточно городов, где могли бы встретиться И.И. Бецкой и Иоганна Елизавета, которая полжизни провела в карете.

П. М. Майков в 1904 г. утверждал, что в апреле 1728 г. (т. е. как раз за год до рождения Екатерины) была совершена купчая, согласно которой князь И. Ю. Трубецкой продавал Бецкому одну из своих вотчин, и что Бецкой, несомненно присутствовал при этой сделке. Однако, у Ивана Ивановича оставалось еще три месяца для того, чтобы отправиться в Европу. А от Москвы до Парижа путешественники тогда добирались за 40 суток.

28 декабря 1974 г. в нью-йоркской газете “Новое русское слово” была опубликована статья Жернаковой - Николаевой “Тайна императрицы Екатерины Второй”. Автор статьи заявляет, что в архиве Британского музея хранится письмо Екатерины к Бецкому, по прочтении

которого возникает убеждение, что Иван Иванович был отцом государыни. К сожалению, Жернакова-Николаева не приводит цитат из этого письма, а потому ее утверждение остается неаргументированным.

А что по поводу своего происхождения говорила (или проговаривалась) сама Екатерина? По словам исследователя Бартенева, во время назначенного ей врачами кровопускания Екатерина сказала: “Пусть из меня вытечет вся немецкая кровь и останется одна русская”.

А шведская, которой в И.И. Бецком, была, по крайней мере, половина? И весь стереотип поведения, многие взгляды и поступки этого выдающегося педагога характеризуют его как человека европейской, протестантской, шведской культуры. Но в этом ли дело! И Бецкой, и Екатерина !! хотели быть русскими, считали себя русскими, в том числе, и по происхождению и, как выясняется, имели все основания так считать!

“Исполненный долготой дней”, И.И. Бецкой скончался в СПб. 31 августа 1795 г. и погребен в Александро-Невской лавре. Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорит: “Луч милости был, Бецкой, ты”. Эти слова вырезаны и на его надгробном памятнике.

Борис Алмазов

Санкт -Петербург

 

Hosted by uCoz