Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ

“Человек шагает по планете – пустыня следует за ним!” - много лет назад услышал я эти слова и много лет убеждаюсь в их горькой справедливости. Но откуда же начинается это страшное опустошенное и загаженное следами цивилизации мертвое пространство, по сравнению с чем, настоящая природная пустыня – цветущий сад? С опустошения души! Не машины, наступающие со вех сторон на островки жизни на планете, виноваты, но человек, в умопомрачении своем, бессознательно, считающий, что машины не только сделают его жизнь комфортабельней, но и заменят ему нашу общую Родину и место обитания - Живую Природу. Существует иллюзия, что с машинами – проще, что человек ими управляет. К счастью, уже не раздаются голоса о покорении природы. Покорить ее не удалось, правда, удается уничтожить. Но это путь самоубийства человечества! Вне живой природы человек вряд ли сохраниться.

С природой сложнее, чем с умными железками, с природой нужно как-то договариваться, изучать ее, принимать ее законы, иначе она гибнет, к счастью мы постепенно начинаем это понимать. И больше того - готовы учиться жить в согласии с природой, и, возможно, мы еще не опоздали, но всему этому следует учиться… А как?

Еще совсем недавно было просто – живая природа мычала в коровнике и блеяла в овчарне, клевала зерно на дворе и ворковала на голубятне, и сам, крестьянствовавший в массе своей, человек был нераздельной частью этого живого мира. Нынче он окружен механизмами, и даже воду покупает в магазине. Недавно в электричке маленький мальчик закричал: “Смотрите, смотрите! Коровки!” и все пассажиры прильнули к окнам, а там, на лысом бугре, паслись три козы…

В отличие даже от наших родителей, дедушек и бабушек, мы глухи и слепы по отношению к природе. И даже тоскуя по ней, понимая ущербность своего механизированного и урбанистического существования, мы, как тяжело больные, уже не может без милосердной помощи вернуться не только к жизни в природе, но даже к пониманию ее.

Однако, есть средство, есть врачеватели и учителя. Это книги и писатели. Это они дарят нам шелест и безмолвие лиса, рокот дыхание океана, все что еще где-то есть, и что еще можно сохранить… А почему не телевидение? И оно, конечно. Но возвращение в природу - возвращение утраченной души, невозможно без проводника и наставника - телеведущий его не заменит. Он только объясняет то, что мы, как в замочную скважину, видим на экране, писатель, художник дарит нам свои глаза и душу – мы видим и понимаем мир, как пронимает, видит и чувствует он. Писатель переносит нас в природу. Потому он и наставник и проводник, в самом высоком смысле этого предназначения.

Одним из таких проводников, возвращающих нас в мир живой жизни, был Л. Брандт. Он не так знаменит, как Сетон-Томпсон, М. Пришвин или В. Бианки, но так же славен! Он из той же великой когорты.

Судьба была к нему немилостива. Л. Брандт - “русский немец” Родился в 1901 году, умер от ран, полученных на фронте и болезней, заработанных во время репрессий в лагерях, не дожив до пятидесяти. Потому и литературное наследие его не обширно, но его небольшие по объему повести – классика русской и мировой литературы. На его повестях “Браслет-2”, “Остров Серафимы” и другие выросли поколения.

Моя любимая повесть, естественно, “Браслет –2”, не только потому что это полнозвучный и ясный русский язык, мужественный и честный, без “литературщины”, без словесных выкрутасов и сюжетных выдумок, но еще и потому, что я знаю ее документальную основу. Ведь все - правда! Только лошадь звали по-другому.

Это абсолютно достоверное произведение, не только в историческом смысле: была такая лошадь, были такие наездники, но и в том точном знании мира конюшни, ипподрома, драмы бегов и всего особого, замкнутого, как монастырь или “почтовый ящик”, мира конных заводов, рысистых испытаний и состязаний. Этот особый сложный и во многом утраченный, ушедший в историю, мир, оживает в повести Л. Брандта. Но не только достоверность, не только знание реалий – главное в повести ее удивительный духовный настрой, все то, что ставит ее в один рад с “Холстомером”, “Изумрудом”, и, если хотите, “Муму”, “Каштанкой”… Разумеется, Л. Брандт не Л.Толстой, Не А. Куприн, не И. Тургенев и не А. Чехов. Но он из этого ряда. Это один уровень. Как скажем, негромкий художник Рылов, из ряда Репина, Сурикова, Нестерова, Серова…

Поэтому повести Л. Брандта необходимо переиздавать вновь и вновь. Он должен сопутствовать каждому новому поколению.

В противном случае, Л. Брандт -то не пострадает и не будет забыт. Он давно живет в русской литературе, и будет жить дальше, как ее неоъемлимая и важная страница, а вот новая волна потенциальных читателей, новая волна жителей России, при отсутствии его книг на полках, многое недополучит. А это не только грустно, но и опасно. Природа, в том числе и в человеческой душе, пустоты не терпит – заполнит чем-нибудь! А вот чем? Вопрос! Вернем ли мы душу, вернем ли понимание живой природы или так и станем проживать на развалинах природы, на помойке, в том числе и нравственной, и духовной…

Hosted by uCoz