Б.А. Алмазов.
Доцент кафедры
связей с общественностью
СПбГУФК им. Лесгафта
BorisAlmazov@narod.ru

 

СПАС НА КРОВИ

(125 лет со дня гибели Александра II )

Собственный Его Императорского Величества Конвой был совершенно особым полком.*)

Если в Гвардии (Лейб-гвардии Атаманском Лейб-гвардии Казачьем и Лейб-гвардии Сводном полку) служба считалась честью, то в Собственном Конвое – счастьем! Хотя служба была здесь значительно тяжелее, чем в армейских казачьих полках.

Здесь не было жесткой дисциплины, мордобойной муштры. Само отношение к службе, близость Государя так подтягивали казаков, что, казалось, они никогда не спят, никогда не отдыхают, никогда не пачкают черкесок, не сбивают сапог. Подтянутые и отутюженные, преисполненные чувства внутреннего достоинства, лихие наездники и рубаки, быстрые, расторопные, глазастые и грамотные, сами казака необыкновенно дорожили службой и частью мундира.

Полковые документы донесли до нас лаконичные строчки о том, что двое казаков пытались покончить самоубийством при опоздании из увольнения (хотя никакого дисциплинарного взыскания командир на них не накладывал). Такое отношение к службе и к воинскому долгу поддерживалось из поколения в поколение, так служили и офицеры и рядовые.

Всего однажды был привлечен взвод конвойцев для подавления беспорядков: в Александровском “Централе” - расшумелись задержанные пьяные. Начальник тюрьмы доложил об этом дежурному по гарнизону. Тот приказал ввести во двор тюрьмы казаков. “Под руками” поблизости оказался взвод конвойцев, в пешем строю шедший с дежурства из дворца в казарму на Шпалерной.

Появление двадцати четырех казаков, ставших молчаливым строем во дворе, оказалось достаточно, чтобы во всех камерах воцарилась мертвая тишина. Через пятнадцать минут казаки продолжали следование в казарму, но… возник нешуточный скандал. Государь, возмущенный тем, что Гвардию привлекли к такому низкому делу, как установление порядка, отстранил офицера, отдавшего приказ об использовании конвоя от службы и понизил его в чине.

“Гвардия не должна марать мундиры” – этим принципом руководствовались казаки не только в годы службы, но и после нее. Они возвращались в свои станицы неузнаваемыми! Закаленные, обученные, обязательно грамотные – поскольку в Казачьей Гвардии их обучали, как это ни странно сейчас звучит, и как дальновидно, чистописанию, делопроизводству и прочим наукам с тем, чтобы демобилизованные гвардейцы становились в своих станицах писарями, пополняя штат, как бы мы сегодня сказали немногочисленного и чрезвычайно дельного “государственного аппарата первого звена”. Надо ли говорить, какие традиции они сохраняли, и какой высокий моральный дух насаждали среди казаков.

До сих пор сохраняются в семьях серебряные оклады с шашек, нагрудные значки, погоны конвойцев, с которыми, теперь уже правнуки, ни за что не расстанутся, постоянно с гордостью подчеркивая: - Наш предок служил в Конвое!

Полк прославил себя в многочисленных боях и сражениях, поскольку участвовал во всех войнах, что вела Россия. Причем, даже если сам Государь не был на театре военных действий, часть Конвоя обязательно находилась там, набираясь военных знаний и опыта. Конвой - не просто парадные войска, это - по-настоящему боевая часть, в любую секунду готовая пролить кровь за Бога, Царя и Отечество. Но был единственный эпизод во всей Русской истории, когда казаки пролили свою кровь не просто за Государя, а вместе с ним.

1 марта 1881 года, по традиции, заведенной еще со времен Павла I, Государь присутствовал на разводе караула. Это происходило каждое воскресенье, и Александр II не собирался традицию нарушать. Хотя именно в этот несчастный день его уговаривали остаться во дворце все приближенные и родственники, в том числе княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская (урожденная Долгорукая), с которой Государь сочетался вторичным браком после смерти императрицы Марии Александровны.

Дело в том, что на Александра II – Освободителя террористы открыли подлинную охоту: В 1866 году на него покушался у Летнего Сада Д. Каракозов. На его жизнь покушался А. Березовский в 1867 году в Париже, Соловьев А.К. 2 апреля 1879 года пять раз стрелял в него из револьвера. 18 ноября, того же года - взорван поезд, предполагалось, что там должен следовать Император. С.Халтурин произвел взрыв в Зимнем Дворце 5 февраля 1880 года.

Чем же заслужил Александр II такую ненависть?

Есть старая казачья пословица: “Не покормишь – врага не наживешь” весь ее горький смысл в судьбе Александра !!

Талантливый дипломат, он провел ряд переговоров сведших на нет победы наших противников в Крымской войне, великолепный политик, он провел ряд реформ изменивших лицо государства: военную, земскую, городскую и, наконец, самое важное - отменил крепостное право… Готовилась земельная реформа, которая должна была прочно поставить Россию на путь капиталистического развития. Разумеется, вся эта деятельность вызывала жгучую ненависть у врагов России, как внутри страны, так и за рубежом. Государя неоднократно предупреждали о готовящихся покушениях, но он, бестрепетно, следовал своей судьбе. Царь верил предсказанию, о том, что будет убит, и шел по своему фатальному пути достойно и гордо.

За время его царствования Россия победила в русско-турецкой войне 1877-78 гг., продвинула русские границы в Бесарабию до Дуная и Прута, освободила Болгарию, взяла в Малой Азии Батум и Карс. Окончательно присоединила Кавказ. По Айгунскому договору присоединила Амурский край, по Пекинскому – Уссурийский, присоединила Туркестанский край и Ферганскую область, подчинила в вассальную зависимость Хиву и Бухару.

Однако, Россия была вынуждена продать США Аляску и Алеутские острова. И хотя в этой темной истории много неизвестного и загадочного и она никак не отразилось на экономике державы, но число царских недоброжелателей увеличилось.

Государя ненавидели и реакционеры и либералы, первые, разумеется, за отмену крепостного права, вторые за то, что, по их мнению, реформы проведены не до конца и половинчаты. Кроме того, питаясь слухами о том, что крепостное право может быть восстановлено “в несколько измененном виде”, они все свои надежды возлагали на Александра !!!, о котором ходили, опять –таки, слухи, что он “либерал и прогрессевист”. Удивительное единодушие “левых и правых негодяев”, подкреплялось еще и полным непониманием Государя его близкими. Венчанный, законный брак вдовца с любимой и любящей женщиной, подаривший ему двоих детей, вызвал целую бурю во дворце. Высшее общество судачило, на все лады, что этот брак не только “морганатический”, но и позорный, и уж, во всяком случае, не “династийный”.

Странная смычка самых радикальных и самых консервативных направлений, партий и персонажей в этой патологической ненависти к Царю-Освободителю, порождают у историков множество вопросов. Например, откуда убийцам стал известен маршрут возвращения Государя во дворец, что или кто подтолкнул Государя к поездке именно этой дорогой и т.д., и рождает мысль о том ,что преступление совершенное руками революционеров террористов, было исполнено по плану или во всяком случает в соотве6стывии с планами самых высших государственных кругов, включая иностранных дипломатов и разведчиков.

Во всяком случае, думается, что сегодня, когда приоткрывается завеса над многими тайнами российской истории и секретами так называемого революционного движения, нас ожидают серьезные открытия, которые, возможно, полностью перевернут наше понимание событий тех лет. Пока очевидно, что ореол героев - мучеников, страдальцев за народное дело, осенявший долгие годы имена цареубийц, наконец-то меняется на клеймо убийц-террористов. А они во все века, при всех режимах, одинаковые: всегда патологическое сочетание высоких помыслов и кровавых реалий, творимых в удовлетворение собственных и, как выясняется, весьма специфических, личных устремлений и страстей, в первую очередь, неуемной болезненной гордыни!

Итак, 14 (1 ст.ст.) марта 1881 года, в воскресенье, несмотря ни на какие уговоры, Государь отправился на развод караула. Он был лично очень храбрым человека: в свое время, отличившись в боях на Кавказе, принимая участие во всех войнах, что вела Россия. Он был силен и находчив… Человек очень чувствительный и добрый не стеснявшийся своих слез при виде чужого страдания, он был непреклонен и решителен по отношению к самому себе. Человек редкостного самообладания, он неоднократно проявлял его, ни разу не дрогнув во время покушений, а однажды на охоте, когда на него выскочил медведь, смял егеря, Государь вышел вперед и убил его выстрелом в упор.

Без четверти час, когда Александр II, пообещал вернуться через два часа, сел в карету. Шестеро конных казаков Лейб-Гвардии Терского казачьего эскадрона заняли свои места. Впереди кареты: Илья Федоров и Артемий Пожаров, у правой дверцы Михаил Луценко, Иван Олейников, у левой их прикрывали и дублировали: Никифор Сергеев и Александр Малеичев.

На козлах кареты, рядом с лейб-кучером Фролом Сергеевым, сел ординарец Государя унтер-офицер 2-го Кубанского эскадрона Кузьма Мачнев.

За каретой следовали в двух санях полицейские офицеры. Развод караула – это не столько красивое зрелище, сколько один из ритуальных в те годы, или, как сказали бы в наше время, протокольных и обязательных дел для главы государства. На развод караула приглашали, как на раут, как на званый ужин или, как теперь, на презентацию. Развод караула - смотр какой-либо воинской части, это еще и дипломатическая встреча, так сказать, маленький государственный парад. Поэтому на разводе присутствовали Великие князья, генерал - адъютанты, наследник и брат Государя, великий князь Михаил Николаевич, главнокомандующий Кавказской армией, германский австрийский и французский послы. После развода Александр II зашел во дворец великой княгини Екатерины Михайловны, с которой выпили по чашке чая. Михаил Николаевич остался во дворце, а Государь сел в карету и направился в Зимний дворец. Конвой расположился в прежнем порядке: шестеро в седлах, один на козлах. Кроме того, на извозчике подъехал командир Терского эскадрона ротмистр П.Т. Кулебякин – для проверки конвойцев. Казаки, как всегда, были безупречны.

Кони приняли за царскими рысаками. Те понесли карету по Инженерной улице. Не доезжая до угла, они обогнали возвращавшийся из манежа караул 8 флотского экипажа - 47 человек, через Михайловскую площадь проходила команда юнкеров Павловского училища 25 человек… Петербург – военная столица…

Карета свернула на набережную Екатерининского канала и помчалась вдоль Михайловского дворца. Казаки перешли на галоп, погнали на санях и полицейские, приотстал Кулебякин – извозчик не мог угнаться за царским конвоем.

Набережная была немноголюдна. Рабочий длинным ломом скалывал лед. Что-то тащили двое других. Мальчик-разносчик вез на санках корзинку. Двое солдат маршировали из увольнения. Шел куда-то офицер, шла женщина средних лет… Казаки цепко ухватывали глазами всех встречных, отметая полицейских агентов и военных… Они увидели длинноволосого господина со свертком в руке… Но карета неслась с такой скоростью, казаки старались держать дистанцию и хотя обернулись в его сторону, но вряд ли успели что-нибудь сообразить… К молодому человеку со свертком уже бежали агенты полиции, когда он, неожиданно резким движением, бросил сверток под колеса кареты.

Грохнул мощный взрыв! Брызнули стекла, щепки, снег. Отчаянно закричал мальчик, завизжали лошади… Взрыв был так силен, что в промерзшей мостовой вырвал воронку глубиной в 70 см. Пробил карету, поранил лошадей… Двое солдат, городовой и полицейские, выскочившие из саней, погнались за бомбистом. Ротмистр Кулебякин выхватил вожжи у извозчика и поставил сани поперек улица. Господина схватили. Из кареты выпрыгнул Государь. Вопреки просьбам и мольбам полковника Дворжицкого, сопровождавшего царя, ехать во дворец на санях, Александр II, целый и невредимый, быстро пошел к раненным.

Он наклонился над распростертым казаком Малеичивым, рядом бился в предсмертных судорогах мальчик, пытался подняться с земли городовой…

Со всех сторон бежали люди. Среди них двое казаков, шедших от обедни из Исаакиевского собора в казармы, Андрей Сошин и Петр Казменко.

Полтора века назад убийство еще не стало буднями, как в нынешнем веке. Поэтому не была отработана защита от террористов. Вместо того, чтобы валить Государя в сани и, закрывая его собственными телами, гнать во дворец… Не умели еще этого! Не было понятия “телохранитель”. Сбежалось полно военных: и моряков, и юнкеров, но даже минимальное оцепление не было организовано. Государь подошел к бомбометателю, глянул ему в лицо и спокойно произнес: “Хорош” - повернулся и пошел к карете. С боков его прикрывали полковник Двожицкий и ротмистр Кулебякин, справа шел казак Мачнев. Дворжицкий настаивал, чтобы Государь поспешил во дворец.

- Хорошо, но прежде, покажи мне место взрыва.

Александр II глянул воронку и едва повернулся к экипажу, как неизвестный человек, стоящий боком, прислонясь к решетке парапета, выжидая приближения Государя, с расстояния двух аршин бросил к его ногам взрывное устройство.**)

Грохнул второй оглушительный взрыв. Последствия его оказались чудовищны даже по сегодняшним меркам. Более двадцати человек ползали, пытаясь подняться, по тротуару, который мгновенно покрылся кровью, рваным тряпьем, обломками каких-то досок, кусками мяса…

Император полулежал, опираясь на парапет. Шинель его была разорвана, ноги обнажены и раздроблены… Все, способные двигаться, кинулись к нему: полковник Дворжицкий, тяжелораненый ротмистр Кулебякин, казаки Луценко и Клименко, моряки, офицеры.

От Михайловского дворца подбежал великий князь Михаил Николаевич:

- Ради Бога, Саша, что с тобой!?

Усилием воли Государь заставил себя ответить:

- Холодно… Как можно скорее домой!

Врача рядом не оказалось. Кровь остановить было некому. Царя с трудом положили в сани и доставили во дворец. Через час он умер.

Через 50 минут после доставки в госпиталь умер казак лейб - Гвардии Терского эскадрона Собственного Его Величества Конвоя Александр Малеичев из станицы Червленой (ныне Чечня).

Через 40 минут, не приходя в сознание, умер четырнадцатилетний мальчик Николай Захаров, работавший в мясной лавке, в момент покушения отвозивший покупателю корзину с заказами.

Через 2 месяца, после трех неудачных операций, умерла Евдокия Давыдова – жена отставного солдата, мать двоих детей, 38 лет от роду. В тот день она была именинницей и шла по набережной в гости к своей куме.

Около тридцати человек получили ранения и контузии: многие ослепли и оглохли. Среди тяжелораненых были полковник Дворжицкий и, получивший до 70 ранений, командир конвоя ротмистр Кулебякин Т.П., (о нем в рапорте написано: “истекая кровью доставил Государя во дворец, и только здесь позволил себе потерять сознание”). ординарец царя унтер-офицер лейб-гвардии 2-го Кубанского эскадрона Его Величества Конвоя Кузьма Мачнев, унтер-офицер Терского эскадрона казак станицы Александровской Андрей Сошин (Шошин), казаки Конвоя: Петр Казменко из станицы Кисловодской, Алексей Луценко из станицы Александровской, Никифор Сергеев из станицы Черноярской и Иван Олейников из станицы Магомет-Юровской.

Всем пострадавшим положили пенсии. Семье погибшего казака Малеичева, жене и детям, Александр III назначил - ежегодную в 100 рублей золотом и бесплатное обучение во всех учебных заведениях России. ***)

Вечером того же страшного дня умер и убийца Игнатий Гриневицкий, бросивший вторую бомбу. Его сообщник, задержанный на месте преступления Николай Рысаков, которому не было еще и 20 лет, на допросе выдал всех. Перед судом предстали: Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов, Софья Перовская и Николай Рысаков. Все убийцы - повешены.

Но пройдет 36 лет и последователи этих злодеев зальют кровью всю Россию.

Государь был для казаков символом Державы, умирая за Царя, казаки умирали за Россию и Веру Христову. Убийство 1 марта 1881 года тоже оказалось полным символики. Как не смогли казаки закрыть собою Государя, так не смогли их дети закрыть собою Родину от революции… Не смогли…

*) Собственный Его Величества конвой— сформирован в 1828 году из кавказских горцев, под названием лейб-гвардии кавказско-горского взвода, с правами и преимуществами старой гвардии. В 1832 г. в состав конвоя была включена команда из "отличнейших и храбрейших" казаков кавказского линейного казачьего войска, в 1838 г. — команда лезгин, в 1839 г. — команда из чинов закавказского конно-мусульманского полка. В 1856 г. конвой был переформирован, причем были образованы: 1) л.-гв. кавказский эскадрон С. Его Вел. конвоя, из четырех взводов: грузин, горцев, лезгин и мусульман. Команду (взвод) грузин повелено было комплектовать из православных молодых людей знатнейших княжеских и дворянских фамилий Тифлисской и Кутаисской губ.; горцев — из знатнейших и влиятельнейших горских семейств; лезгин — из знатнейших джарских и лезгинских фамилий Прикаспийского края; мусульман — из почетнейших фамилий ханов и беков Закавказья. 2) Л.-гв. кавказский казачий эскадрон С. Его Вел. конвоя, комплектуемый из казаков и состоящий из двух очередей (одна на службе, другая на льготе), сменяющихся через 3 года. В 1863 г. в состав кавказского эскадрона была включена команда крымских татар. В 1881 г. л.-гв. кавказский эскадрон был расформирован. Таким образом, в настоящее время С. Его Вел. конвой состоит исключительно из казаков; его образуют четыре сотни — две л.-гв. кубанские и две л.-гв. терские, из коих на службе всегда находятся две, а две на льготе; сменяются через 2 года. С. Его Вел. конвой комплектуется на общем основании комплектования казаков; принадлежит к составу Императорской главной квартиры и подчиняется командующему ею.

**) Есть предположение, что Гриневицкий свою адскую машину уронил и она взорвалась, сдетонировав на еще одно взрывное устройство, которое было брошено со льда Екатерининского канала. И этот бомбист сумел убежать и скрыться.

***) Потомки всех этих казаков живы и до сегодняшнего дня, хотя и разбросаны по всему миру, большинство из них мне удалось разыскать

Hosted by uCoz